Министр здравоохранения России Вероника Скворцова дала интервью для портала Всемирной организации здравоохранения, в котором рассказала об успехах Российской Федерации в области здравоохранения, а также о задачах, которые предстоит решить стране в ближайшие годы.

– Как и многие другие страны Европейского региона ВОЗ, Российская Федерация сталкивается с эпидеми­ей неинфекционных заболеваний (НИЗ). Каковы, по Вашему мнению, основные успехи и проблемы в этой области для России? Каковы приоритетные направле­ния в борьбе с НИЗ в Российской Федерации?

– Основной причиной смертности как в России, так и во всем мире являются неинфекционные заболевания (НИЗ). Поэтому не случайно для Российской Федерации борьба с НИЗ является одним из приоритетов как во внешней, так и во внутренней политике нашей страны.

Главный эффект в плане снижения бремени НИЗ при­носят комплексные мероприятия, среди которых можно выделить два главных направления – профилактика (по­пуляционная и индивидуальная), а также лечение НИЗ.

Борьба с контролируемыми факторами риска требует ком­плексного подхода как на законодательном уровне, так и на индивидуальном. За последние годы нами был принят це­лый ряд законодательных мер по снижению бремени табака и алкоголя, развернуты масштабные коммуникационные кампании. Конечно, в этом вопросе не обойтись без межсек­торального подхода, объединения усилий государственных и общественных институтов, участия каждого человека – повышения ответственного отношения к своему здоровью.

Активную работу по развитию индивидуального про­филактического направления мы начали в 2013 г., когда запустили проведение массовых скринингов здоровья – обновленной программы диспансеризации. В 2017 г. про­филактические осмотры и диспансеризацию прошли бо­лее 48,5 млн человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2013 г. Планируется к 2021 г. выйти более чем на 80 млн человек, а в 2024 г. – охватить свыше 100 млн человек.

Комплексность принятых нами мер позволила в доста­точно короткие сроки добиться эффективных результа­тов. По итогам 2017 г. продолжительность жизни в нашей стране составила 72,7 года, что на 2,5 года больше, чем в 2012-м и на 5 лет больше, чем в 2007 г. В 2017 г. в Рос­сийской Федерации был отмечен самый низкий уровень смертности за последние 20 лет - 12,4 случая на 1 тыс. населения. Только за прошлый год нам удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 5%, а от онкологии - на 3,5%.

Эффективность мер, принятых в России, была отмечена и Всемирной организацией здравоохранения, когда наша страна была признана одним из лидеров в плане борьбы с НИЗ.

Сегодня перед российским здравоохранением стоит принципиальная задача - по поручению Президента

РФ В. В. Путина увеличить продолжительность именно здоровой жизни. Для достижения этой цели нами были проработаны комплексные меры, которые объединены в федеральный проект «Укрепление общественного здо­ровья» в рамках национального проекта «Демография». Цели проекта амбициозны. В плане популяционной про­филактики назову лишь две цифры: к 2024 г. планируется снизить продажи алкоголя на 9%.

– Рост бремени сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических заболеваний не оставил в стороне и Россию. Какие действия на уровне системы здраво­охранения предпринимает Правительство Россий­ской Федерации для профилактики и борьбы с этими заболеваниями?

– Как я уже говорила, в основе эффективного противодей­ствия НИЗ лежит предупреждение развития заболевания и купирование его на ранних стадиях. Благодаря мас­совым профилактическим осмотрам населения значи­тельно увеличилась выявляемость сердечно-сосудистых заболеваний. А по результатам осмотра у врача число людей с артериальной гипертензией, поддерживающих артериальное давление на целевых значениях, увеличи­лось в 1,6 раза, а нормализующих гиперхолестеринемию, то есть снижающих опасно высокий уровень холестерина в крови, – в 3,5 раза.

Особое значение в борьбе с сердечно-сосудистыми забо­леваниями имеет время реакции медицинских служб на острые состояния больного. Не так давно мы реализова­ли в нашей стране масштабную сосудистую программу, ядром которой стало создание сети специализированных сосудистых центров, где возможно проведение всех со­временных видов лечения при острой сосудистой пато­логии. Сегодня по всей стране работают более 600 таких центров. В результате смертность от болезней системы кровообращения снизилась только за последние шесть лет на 22%. В ближайшем будущем пройдет модерниза­ция сосудистых центров.

В рамках разработанного нами национального проек­та «Здравоохранение» нами поставлена задача снизить смертность от болезней системы кровообращения еще на 23,4% к 2024 г.

Что касается ответа системы здравоохранения на борь­бу с онкологическими заболеваниями. В последние годы с помощью активного онкопоиска около 56% всех злокачественных новообразований были выявлены у рос­сиян в рамках диспансеризации на I-II стадии, в резуль­тате 5-летняя выживаемость пациентов выросла до 54%, а смертность от онкозаболеваний в 2017 г. в целом снизи­лась на 1,8%.

Сейчас в России готовится программа по борьбе с онко­логическими заболеваниями, поэтому в рамках уже упо­мянутого проекта «Здравоохранение» был подготовлен блок мероприятий, посвященных борьбе с онкологиче­скими заболеваниями.

Одним из принципиальных направлений этого блока является формирование тотальной настороженности к онкологическим заболеваниям, в рамках которого вра­чи, работающие в поликлиническом звене, могут пройти специальное обучение. Для удобства медиков также была разработана программа для тестирования уровня квали­фикации. В настоящее время уже 80% терапевтов прошли такое тестирование.

Следующий момент – это формирование амбулаторных онкологических служб, которые должны при подозрении на онкологию в течение 14 дней провести полное обсле­дование и установить диагноз в соответствии с междуна­родным кодом. Поставлена задача, чтобы пациент сразу после установления диагноза направлялся в онкологиче­ский центр, в котором ему может быть оказана помощь в соответствии с необходимым клиническим протоколом.

К 2024 г. нам необходимо достичь снижения смертности от новообразований на 7,8%, 1-годичной летальности – на 23%, повышения 5-летней выживаемости – на 11,3%, а вы­явление злокачественных новообразований на ранних стадиях должно повыситься до 63%.

– В Российской Федерации были достигнуты большие успехи в борьбе против табака, что стало залогом этого успеха и как другие страны могут использовать опыт России?

– Россия в полной мере разделяет ключевые цели и идеи Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком и способ­ствует их активному продвижению.

Наша страна долгое время входила в число лидеров по распространенности курения среди населения. Этот факт стал причиной для принятия нами неотложных мер. В 2010 г. мы утвердили национальную антитабачную концепцию, которая устанавливала основные направле­ния для развития борьбы с потреблением табака в Рос­сии, среди которых: повышение цен и акцизов на табак, изменение налоговой политики, полный или частичный запрет курения в общественных местах, просвещение населения, ограничение рекламы, снижение количества вредных веществ в сигаретах.

Главным событием, которое в этом году отмечает пяти­летний юбилей, стало принятие в нашей стране закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В Рос­сии впервые перестали курить в местах общественного питания, в транспорте; была запрещена реклама табачных изделий; на телевидении появились предупреждающие заставки, если в программах содержатся сцены курения.

Основным достоинством принятого закона стала его си­стемность, которая позволила соединить нормы, относя­щиеся к различным отраслям права, в единый комплекс мер. Проведенная системная работа позволила за про­шедшие годы существенно сократить потребление таба­ка - на 22% среди взрослых, и в 2,5 раза среди подростков.

– Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя среди мужчин в России снижается, эта проблема все еще является очень серьезной для российского обще­ства. Как российское правительство и Министерство здравоохранения планирует решать эту проблему?

– Алкоголь – это один из серьезнейших факторов риска бо­лезни и преждевременной смерти. В прошлом нами уже был принят ряд мер, которые позволили существенно снизить потребления алкоголя в нашей стране - почти на 40%. Это стало возможным благодаря ограничению вре­мени и условий продажи алкогольной продукции, отсут­ствию рекламы на телевидении, запрету на употребление спиртного в общественных местах.

Сегодня мы подготовили целый ряд законодательных инициатив, направленных на наделение предпринимате­лей правом отказывать в розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьяне­ния; введение требования по выделению специальных мест для алкогольной продукции, таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому обозрению покупателями; введение запрета на продажу алкогольной продукции более 16,5% в местах общественного питания в концертных и театральных залах, парках; введение пол­ного запрета на продажу алкогольной продукции на тер­риториях, прилегающих к спортивным сооружениям.

Кроме того, предусмотрено наделение муниципальных властей правом устанавливать полный запрет на реализа­цию алкогольной продукции на своей территории.

– В этом году Российская Федерация принимала Чем­пионат мира по футболу. Как Вам кажется, повлияет ли проведение в стране такого важного спортивного со­бытия на популяризацию физической активности сре­ди населения России? Какие в целом меры по поддерж­ке здорового образа жизни принимаются в Российской Федерации?

– Чемпионат мира – это грандиозный спортивный празд­ник, который не оставляет никого равнодушным. На протяжении месяца лучшие футболисты планеты демон­стрировали свое мастерство на стадионах нашей страны. Конечно, это стало и испытанием для нас.

Для медицинского обеспечения турнира было привлече­но 6,5 тыс. медицинских работников, была организована схема медицинского обеспечения с временем реакции до пяти минут.

Наши усилия были отмечены и представителями меди­цинской службы FIFA, и уже сейчас мы передаем свой опыт стране-хозяйке следующего турнира.

Но возвращаясь к вкладу Чемпионата мира в популяри­зацию активного образа жизни, отмечу, что в последние годы мы наблюдаем рост людей, которые систематически занимаются спортом – только за 2017 г. этот показатель вы­рос до 34% населения. Конечно, прошедший спортивный форум и, в частности, удачное выступление нашей нацио­нальной команды еще больше подстегнет граждан к веде­нию активного и здорового образа жизни.

Кроме того, сейчас нами разрабатываются дополнитель­ные мероприятия по формированию у граждан мотива­ции к здоровому образу жизни, включая здоровое пита­ние и отказ от вредных привычек. И мы надеемся к 2024 г. значительно увеличить число россиян, приверженных здоровому образу жизни.

– Какой вклад вносит Российская Федерация в вы­полнение глобальной повестки дня по профилактике и борьбе с НИЗ?

– В 2011 г. России было доверено проведение Первой глобаль­ной министерской конференции по вопросам здорового об­раза жизни и неинфекционным заболеваниям, которая ста­ла отправной точкой глобального процесса мобилизации и объединения усилий по борьбе с НИЗ, поддержанного главами государств через принятие резолюции по борьбе с НИЗ на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с Политической декларацией была опреде­лена стратегия профилактики НИЗ, которая легла в основу национальных программ развития здравоохранения.

В 2012 г. мы совместно с рядом стран-партнеров высту­пили инициаторами создания глобального механизма по борьбе с НИЗ, на основе которого в дальнейшем была со­здана Межучережденческая целевая группа ООН по про­филактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями, которая работает под эгидой ВОЗ и Программы развития ООН (ПРООН).

Как известно, данная целевая группа координирует дея­тельность организаций, входящих в состав ООН, и дру­гих межправительственных организаций и ее главной задачей является укрепление всесторонней помощи го­сударствам-членам в их усилиях по предотвращению НИЗ, контролю этих заболеваний и уменьшению их последствий.

Одновременно, начиная с 2012 г., Россия последовательно осуществляет финансирование проектов ВОЗ, связанных с проблемой НИЗ.

Первым из них стал глобальный проект ВОЗ по разработ­ке и внедрению национальных стратегий по профилакти­ке и борьбе с НИЗ в 24 странах, который позволил обра­тить большее предметное внимание в каждой из стран на проблему, связанную с НИЗ.

В 2014 г. совместно с Европейским региональным бюро ВОЗ в Москве был открыт Географически удаленный офис по профилактике и борьбе с НИЗ.

Кроме того, Россия принимает активное участие в рабо­те Целевой группы и поддерживает ее в экспертном и фи­нансовом плане: в 2017 г. нами был профинансирован со­вместный проект ВОЗ и ПРООН, направленный на помощь странам в подготовке обоснований инвестиций в целях ак­тивизации национальной межсекторальной деятельности по борьбе с НИЗ в ряде стран различных регионов ВОЗ.

– В Москве действует Географически удаленный офис ВОЗ по борьбе с НИЗ, финансируемый Правительством Российской Федерации. Почему для нашей страны было важно поддержать создание на своей территории именно центра по борьбе с НИЗ?

– Как уже было сказано, начиная с 2011 г. по ряду внутрен­них и внешних причин Российская Федерация определи­ла для себя приоритетной работу в области борьбы с НИЗ и в скором времени стала основным донором ВОЗ по фи­нансированию проектной деятельности в данной области.

В сентябре 2014 г. Правительством Российской Федерации было принято решение открыть Географически удаленный офис ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ в г. Москве и выделить на пятилетний период его работы финансовые средства в размере более 20 млн долл. США. Основной задачей ГУО по НИЗ является оказание поддержки 53 странам, входящим в Европейский регион ВОЗ, с акцентом на регионы с высоким бременем НИЗ.

В своей работе ГУО ВОЗ по НИЗ руководствуется инно­вационными подходами и разрабатывает на территории России наилучшие практики и эффективные инструмен­ты профилактики НИЗ, посредством которых осущест­вляется противостояние главным заболеваниям XXI века в Европе и в дальнейшем - во всем мире.

За годы работы Географически удаленный офис ВОЗ по­казал свою эффективность в помощи целому ряду госу­дарств в оценке деятельности их систем здравоохранения в условиях высокого бремени НИЗ и в разработке страно­вых стратегий по борьбе с данными заболеваниями; в про­ведении исследований факторов риска развития НИЗ; осуществил исследования и дал консультации по вопро­сам рациона питания и физической активности, а также провел множество обучающих семинаров для руководите­лей как системы здравоохранения, так и других отраслей с целью укрепления межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья и профилактики НИЗ.

Безусловным преимуществом деятельности такого офиса в стране является и активное привлечение к работе как международных, так и российских экспертов из ведущих научно-исследовательских учреждений, что способствует обмену опытом и дальнейшему применению наилучших практик внутри государства.

Кроме того, необходимо отметить, что, согласно проек­ту доклада Генеральной Ассамблеи ООН по неинфек­ционным заболеваниям, в странах Восточной Европы и Центральной Азии наметились тенденции к снижению бремени неинфекционных заболеваний, что произошло, в том числе, благодаря активной работе московского ГУО ВОЗ по НИЗ.

На данный момент Минздрав России совместно с рядом ведомств прорабатывает вопрос о продолжении финан­совой поддержки деятельности ГУО ВОЗ по профилакти­ке и борьбе с НИЗ в Москве. Кроме того, предполагается включить в данную работу деятельность Межучережден- ческой целевой группы ООН по профилактике и борьбе с НИЗ. Это позволит использовать апробированные в Ев­ропейском регионе подходы, показавшие свою эффектив­ность в остальных пяти регионах ВОЗ.

– Будучи полностью двуязычным англо-русским жур­налом, мы не можем не спросить о поддержке Россий­ской Федерацией многоязычия в рамках Всемирной организации здравоохранения. В этом году на Всемир­ной ассамблее здравоохранения Российская Федера­ция спонсировала резолюцию «Многоязычие: соблю­дение равноправного положения всех официальных языков». Почему поддержка многоязычия в рамках ВОЗ целом и обеспечение доступности материалов ВОЗ на русском языке имеет такую важность для Прави­тельства Российской Федерации? Что еще могут сделать ВОЗ и государства-члены для обеспечения большего баланса в использовании официальных языков?

- Русский язык является одним из шести официальных языков ООН и ВОЗ, а принцип многоязычия закреплен в Уставе этих организаций. Однако объем переводимых материалов на русский язык не достигает 10% от общего количества публикаций ВОЗ на английском языке. В свя­зи с этим зачастую возникает необходимость официаль­ного перевода документов ВОЗ на русский язык для того, чтобы специалисты могли давать официальное толкова­ние международных норм, стандартов и подходов к реше­нию проблем в различных сферах здравоохранения при разработке и реализации страновых стратегий, а также для развития науки.

Поэтому в 2012-2014 г. мы совместно с ВОЗ осуществи­ли проект «Повышение количества и качества переводов информации ВОЗ на русский язык», направленный на перевод, издание и распространение информационных материалов ВОЗ в разных форматах (печатном, электрон­ном, веб-формате) на русском языке. В результате было распространено большое количество русскоязычных ма­териалов ВОЗ как среди департаментов здравоохранения субъектов нашей страны, так и среди федеральных науч­ных центров и медицинских вузов.

Конечно, такая работа вызвала немалый отклик. Мы по­лучили письма-благодарности за материалы и множество запросов на перевод и рассылку новых публикаций ВОЗ. Многие из научных центров и медицинских университе­тов, российских и стран СНГ, впервые за 25 лет вновь бес­платно получили издания ВОЗ на русском языке.

Уверена, это позволит сделать современные материалы ВОЗ более доступными для русскоязычной аудитории, а значит, послужит делу сохранения здоровья граждан.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter